Корабельный такелаж, применяемый парусных судах,- это обширный комплекс куда включены все снасти: шкоты, ванты, якорные канаты, буксирные тросы, фалы, швартовы и др. Такелаж подразделяется на:
- бегучий, который используют для работы с парусами и рангоутом,
- стоячий, для закрепления неподвижных частей рангоута, мачт, к корпусу судна.
В зависимости от того, такелаж бегучий или стоячий, для него применяются разные виды тросов. На яхте различные виды такелажа выполняют множество функций: поднятие парусов и управление судном, выполнение погрузо-разгрузочных и других работ.
В старину просмоленный крученый канат представлял собой основной бегучий и стоячий такелаж, в последствии стоячий , на отдельных снастях, стали заменять стальными тросами, а сегодня эти роли с успехом выполняют качественные синтетические тросы из современных полимеров и самого различного плетения.Для того, чтобы управлять яхтой, важно, чтобы ее оснастка была выполнена из качественных материалов и соответствовала параметрам прочности и надежности. Сегодня тросы стоячего, и бегучего такелажа изготавливаются на технологичных производствах, что позволяет получить качественную продукцию, повышающую надежность и управляемость судов.
Выбирая синтетические тросы, следует учитывать все технические характеристики судна и подбирать каждый трос, канат в соответствии с ними. Не стоит экономить на оснастке яхты или др. судна, т.к. качественный такелаж обеспечит безопасное и спокойное плавание при любых погодных условиях .
Такелаж бегучий
Такелаж бегучий – это цепи ,фалы, тросы, шкоты, с помощью которых поднимаются грузы, а также изменяется направление рангоута. Такелаж бегучий необходим для постановки, уборки парусов, изменения галсовых углов, без чего невозможно управление парусным судном. Весь бегучий такелаж парусов изготавливают из гибких натуральных или синтетических тросов. Тросы бегучего такелажа обязательно должны быть эластичными, удобными и мягкими т.к. именно с ними чаще всего приходится работать матросам голыми руками.
Такелаж стоячий
Стоячий такелаж - снасти,которые служат для закрепления неподвижных частей рангоута ,мачт к корпусу судна.Закреплённым изначально,стоячий такелаж всегда остаётся на своём месте,неподвижным. К нему можно отнести :ванты,штаги,бакштаги,фордуны,кливер леера.
Как правило, основные требования к тросам стоячего такелажа – это высокая прочность, минимальная растяжимость, стойкость к ультрафиалету, долговечность.